Первый шаг к диктаруре и тотальной цензуре


 12 августа Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект «О санкциях» под номером 4553а.  243 народных депутата проголосовали за цензуру и ущемление гражданских прав.

начала о больном. Данный законопроект позволяет власти молча и быстро закрывать любые неугодные или «неправильные» СМИ. Предусмотрены такие санкции, как: запрет пользования радиочастотным ресурсом (это радио и телеканалы), ограничение или прекращение деятельности газет, журналов и любых других «субъектов информационной деятельности», в том числе – сайты в Интернете, запрет производства и распространения печатной продукции, прекращение работы почты.
Всего санкций 29. Предлагается, например, блокировать активы лиц и запрещать им пользоваться собственным имуществом. Предусмотрена возможность запрета деятельности партий, движений и общественных объединений.

 Санкции вводятся не судом, а решением Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) и подписываются Президентом. А предложения, в отношении кого вводить санкции, дают Верховная Рада, Президент, Кабмин, НБУ или СБУ.
Понятно, что главная задача этого закона – использовать его против России, против внешней агрессии. Но законопроект предусмотрительно прописан так, что дает право использовать санкции не только «к иностранному государству, иностранному юридическому или физическому лицу», но и к «гражданам Украины, юридическим лицам, а также другим субъектам». Потому в итоге и получилось, что закон «о санкциях» — это закон о многоплановых внесудебных механизмах воздействия на граждан Украины, которые чем-то не угодили власти.
Чем? Перечень прегрешений всеобъемлющий.

Понятна первая часть списка: «действия иностранного государства, иностранного юридического или физического лица, других субъектов, которые создают реальные и потенциальные угрозы национальным интересам, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины».

А вот вторая часть списка непонятна: «…и/или нарушают права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства (…) создание препятствий для устойчивого экономического развития, полноценного осуществления гражданами принадлежащих им прав и свобод».
«Интересы общества и государства» каждый из нас понимает по-своему. Кто будет решать, чья точка зрения более правильная? СБУ? НБУ? СНБО? Что означает преступление по «созданию препятствий для устойчивого экономического развития»?
Сегодня, например, большинство экспертов осуждают действия Нацбанка за то, что они приносят вред экономике. А Нацбанк считает по-другому, и у него теперь появилось право инициировать санкции в отношении своих оппонентов. Что означает «запрет партий, движений и общественных организаций»? Что все должны носить партбилеты «правильных» партий, а партии-оппоненты власть может просто прикрыть?
Если называть вещи своими именами, то на выходе мы имеем не закон о санкциях, а потенциальный закон о диктатуре. Если узкая группа лиц может на законном основании принимать внесудебные решения в отношении граждан страны на основе нечетко сформулированного перечня, якобы, «преступлений», то это и есть основа для узурпации власти. Если кому-то этого захочется.
Кстати говоря, это подметили уже и в Европе. Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуня Мьятович считает, что этот закон представляет опасность для демократии в Украине. Об этом она написала Турчинову: «Я призываю депутатов ВР отказаться от положений закона, которые представляют опасность для свободы СМИ и плюрализма и идут против обязательств ОБСЕ по свободе выражения и свободе СМИ».

И еще одно принципиальное отличие от евростандартов. В Европе санкции применяются к иностранным государствам, но уж никак не к собственным гражданам. Ведь и для граждан Украины существует судебная система, есть Уголовный и Гражданский кодексы, есть Конституция. Они все временно отменены?

Есть и экономическая сторона вопроса. Яценюк в Раде отметил, что введение санкций будет иметь последствия для украинской экономики, однако «эту цену следует заплатить», поскольку «это вопрос национального достоинства». А ранее он уже называл цифру в 7 миллиардов гривен — во столько могут обойтись санкции экономике Украины только в первый год их действия.

И еще одна важная деталь. Если Яценюк уговаривал депутатов проголосовать, то спикер Турчинов действовал иначе. «Я не хочу никого запугивать из тех депутатов, кто не поддерживает борьбу Украины, коллеги, никаких запугиваний…» — приговаривал он перед голосованием. И подействовало: за принятие законопроекта в первом чтении голоса «за» отдали 243 депутата, тогда как на сигнальном голосовании — только 206.

Популярные сообщения из этого блога